Пятница, 29.03.2024, 10:04
Приветствую Вас Гость | RSS

КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психолого-педагогическая консультация

Общение с кровными родственниками.

Маме

Мама всегда должна рядом быть

В самый трудный момент.

Но почему так случилось,

Что тебя рядом со мной нет?

Теперь ты живешь далеко от меня.

И я любить по-прежнему буду тебя,

Но останется в сердце мама та,

Которая воспитывает меня.

Приемная мама тебя заменяет

И от невзгод бережет,

Заботой и лаской меня окружает,

По жизни рядом она идет.

В трудную минуту приголубит,

Словом добрым одарит.

За проступок ругать не будет,

    Лишь немного пожурит.

                                                                                                                   Нечаева Лена,

                     воспитанница приемной семьи,

                                                            Ильинский район.

Сегодня нам хотелось бы остановиться на таком важном для приёмных родителей аспекте их деятельности, как взаимоотношения с кровной семьёй ребёнка. Для усыновителей ответ на этот вопрос часто однозначен: «Общаться не хотим и не будем». Что ж, это их право. Хотя здесь есть над чем поразмышлять и есть что обсудить. Оставим это для следующего раза.  А вот для опекунов, приёмных родителей, патронатных воспитателей ответ на этот вопрос не может быть настолько однозначен даже по нашему законодательству. Итак, поговорим о взаимоотношениях замещающей семьи с кровной семьёй ребёнка.                                      

 

Взаимоотношения с кровной семьёй.

 

Одна из профессиональных компетенции приёмных родителей формулируется так: «Понимание роли кровных родителей в жизни ребенка и готовность содействовать поддержанию отношений ребенка с кровной семьей».

Для всех приёмных родителей вопрос взаимоотношений с кровной семьёй ребёнка, особенно с матерью, является наиболее острым и болезненным. Он волнует и сотрудников учреждений, которые сопровождают ребёнка. Это происходит потому, что замещающие родители, педагоги, социальные работники хотят, прежде всего, защитить ребёнка от негативного влияния неблагополучных родителей, оградить его от переживаний, которые испытывает ребёнок после таких встреч.

Всё же следует помнить, что если приёмный ребёнок чувствует и знает, что между людьми, которые его окружают сейчас, и его бывшими родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно. Следует радоваться тому, что чувства ребёнка не притупились, и бережно сохранять и развивать их. Поддержание контактов с родственниками имеют благотворное влияние на ребёнка: повышается самооценка, он получает дополнительную информацию о себе, увеличиваются способности ребёнка к обучению, уменьшается риск неприятия ребёнком нового дома, встречи с родными помогают преодолевать кризисные ситуации.

            Следующая причина – большинство детей после 18 лет из замещающей семьи возвращаются по месту закрепления жилья. Приходится сначала забрать ребёнка из кровной семьи, а затем вернуть его обратно.

Какие  существуют проблемы взаимодействия замещающих родителей с кровными родственниками?

- правовой аспект общения замещающей семьи с кровными родственниками ребёнка;

- целесообразно ли вообще общаться с кровными родственниками;

- как избежать негатива после встреч с кровными родственниками;

- формирование отношения ребёнка и замещающей семьи к кровным родственникам;

-часто  неизбежность возвращения в кровную семью после совершеннолетия.

А сейчас давайте подумаем вместе, какие действия можно предпринять по каждому из названных вопросов.

По нашему законодательству кровные родственники даже после лишения родителей родительских прав имеют право общаться с ребёнком, если он находится в замещающей семье или учреждении интернатного типа.  Встречи с ребёнком могут быть организованы только с разрешения отдела опеки, в месте, оговорённом заранее со специалистом отдела опеки и в интересах ребёнка. С разрешения отдела опеки, исходя из ресурсности семьи и интересов ребёнка, кровные родственники имеют право и на непродолжительное время забрать ребёнка, погулять с ним или даже сводить его к себе в гости. Часто в этом случае специалист отдела опеки заключает письменное соглашение с родственниками ребёнка.

По поводу вопроса целесообразности можно сказать следующее: биологическая связь существует, нарушить её невозможно. Хотя по исследованиям учёных, только 5% кровных родственников можно научить заботиться о ребёнке, если они раньше этого не делали.

Во избежание негатива после встреч с кровными родственниками, необходимо эти встречи готовить заранее, первая встреча должна состояться без ребёнка, на которой и замещающий родитель, и специалист службы сопровождения, и специалист отдела опеки и попечительства смогут оценить уровень возможности этих встреч и обговорить условия и место встречи (желательно – на нейтральной территории). На первой встрече желательно проговорить кровным родственникам о тех положительных изменениях в ребёнке, которые произошли с ним за то время, которое они не виделись.

Общение с ребёнком по вопросу кровных родственников, особенно родителей, должно базироваться на принципах:

- правдивости;

- индивидуального подхода;

- принятия необходимости общения с кровными родственниками;

- учёта мнения и интересов ребёнка;

- принятия кровной семьи ребёнка такой, какая она есть;

- уважения к прошлому ребёнка и семьи;

- информированности о семье. Необходимо в каждом конкретном случае искать какие-то положительные моменты, которые были и есть  у семьи, чтобы формировать положительное отношение к членам семьи у ребёнка.

По поводу возвращения ребёнка в кровную семью после совершеннолетия можно сказать следующее: необходимо независимо от степени общения кровных родственников с замещающей семьёй и ребёнком, изучать окружение этой семьи, искать в нём ресурсных родственников и друзей ещё до возвращения ребёнка (готовить к выпуску из семьи), устанавливать связи и контакты в интересах ребёнка. В то же время необходимо прорабатывать с ребёнком планирование его будущего, по возможности оттягивая момент его возвращения в кровную семью.

Мониторинг визитов (встреч, контактов, посещений)
Сотрудники учреждения (социальные работники, педагоги, воспитатели), присутствующие при контактах, обязательно должны вести наблюдение за поведением взрослого и ребенка во время этих визитов.
На что обращать внимание во время наблюдения?
Во-первых, на взаимодействие ребенка и посетителя. Если посетитель проявляет один или несколько выпадов по отношению к ребенку (критикует, одергивает, делает постоянные замечания, негативно отзывается о людях), это нужно пресечь и посоветовать применить другой стиль поведения по отношению к ребенку. Если взрослый ведет себя угрожающе, агрессивен, кричит или угрожает ребенку, такую встречу следует прервать и поставить вопрос об изменении соглашения.
Но даже если взрослый ведет себя спокойно, стоит обратить внимание на характер его взаимодействия с ребенком.
Показателями негативной привязанности могут быть следующие:

  • посетитель говорит за ребенка, вместо того, чтобы говорить с ребенком,

  • не проявляет должного внимания к нуждам и потребностям ребенка;

  • не способен управлять поведением ребенка;

  • постоянное одергивание ребенка;

  • неожиданные смены настроения и неспособность справиться со своим поведением;

  • очевидная злость при вербальном контакте между посетителем и ребенком;

  • ребенок имеет склонность к изменению эмоционального фона, настроения в присутствии данного человека (например, пытается угодить родителю, тогда как за глаза ругает его);

  • неспособность ребенка адекватно реагировать на потребности взрослого, что проявляется в грубости, демонстрации эмоций и т.п. негативных проявлениях.

Позитивные взаимодействия, выражаются в том, что:

  • посетитель проявляет интерес ко всему, что делает ребенок;

  • поощряет его;

  • применяет дружеские невербальные жесты (улыбка, тембр и интонации голоса, внимательность);

  • повторяет его жесты и слова;

  • играет с ребенком, имитирует его, свидетельствуют о привязанности родителя к ребенку.

Такие контакты следует поощрять. Надежда на восстановление разрушенных связей в таких случаях есть.
В зависимости от того, с кем происходят встречи, они могут быть контролируемыми или облегченными. Облегченные встречи - это встречи с теми людьми, которые не могут принести вреда ребенку, которые не совершали над ребенком насилия или жестокости. При облегченных встречах можно оставлять ребенка с посетителем наедине.
Контролируемые встречи проводятся в ситуациях:

  • когда требуется сбор дополнительной информации для построения долгосрочных планов в отношении ребенка;

  • когда нужно помочь в налаживании контакта и взаимодействия между родителем (или другими членами семьи) и ребенком;

  • при определении проблем перед возвращением ребенка домой;

  • для определения достижений, изменений в ребенке в лучшую сторону.

Впечатления от встреч, наблюдения необходимо фиксировать. Кроме того, после каждого контакта следует обязательно пообщаться с ребенком или понаблюдать за ним и его эмоциональным состоянием: истощен ли он, расстроен ли после и во время визита, или они спокоен и умиротворен.

Итак, исходя из всего выше сказанного, мы можем сформулировать общие правила общения с кровными родственниками детей-сирот.

1.     Каждый ребенок имеет свое прошлое, и этим нельзя пренебрегать. Без прошлого нет будущего.

2.     Необходимо самому постараться узнать как можно больше информации о кровной семье ребенка.

3.     Не спешите озвучивать ребенку все то, что вы узнали.

4.     Желательно, чтобы у ребенка были фотографии его кровных родственников.

5.     В общении с ребенком находить положительные стороны, истории из жизни кровных родственников ребенка.

6.     По возможности поддерживать все воспоминания ребенка о своей жизни в кровной семье, или встречах с родственниками даже если вам это неприятно. Меньше критических высказываний, в эти моменты, важно просто активно слушать.

7.     Соблюдайте законодательство и правила, которые помогут сберечь ваши взаимоотношения с ребенком:

-          встречи должны быть согласованы со специалистами ООиП;

-          первые встречи - на нейтральной территории (Центр сопровождения, ООиП и т.д.);

-          договаривайтесь заранее о частоте и продолжительности этих встреч;

-          не берите на себя выполнение обещаний кровных родственников («куплю» и т.д.);

-          будьте тактичны и корректны, когда настаиваете на выполнении этих правил. Ваше главное оружие - вежливость.

8.     Если увидите, что встречи отрицательно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, необходимо их прекратить.

9.  Если братья сестры проживают в разных замещающих семьях, поддерживать отношения на уровне замещающих семей.

10.     Старайтесь сообщать кровным родственникам о достижениях ребенка, об изменениях в его жизни.

11 .Научите всех детей в семье, что первыми с позвонившими кровными родственниками должны поговорить замещающие родители, а если их нет - предложить перезвонить в другое время. Это должно стать правилом, особенно если вы пока сомневаетесь в положительном влиянии общения кровных родственников с ребенком.

12.Следует помнить, что если приемный ребенок чувствует и знает, что между людьми, которые его окружают сейчас, и его бывшими родителями есть согласие, то ему спокойно и комфортно.

И в заключение не могу не привести здесь письмо, составленное одной приёмной мамой из Америки, которое она назвала «Обращение к ребёнку».

 

Обращение к ребёнку.

Жили на свете две женщины, которые друг друга не знали.

Одну ты не помнишь, другую называешь мамой.

Две разные женщины, создавшие твою жизнь.

Одна стала твоей путеводной звездой, другая стала твоим солнцем.

Первая женщина дала тебе жизнь, а вторая учила, как её прожить.

Первая дала тебе желание быть любимым, а вторая подарила тебе любовь.

Одна дала тебе национальность,  другая дала тебе имя.

Одна подарила тебе чувства, другая умиротворила твои страхи.

Одна видела твою милую улыбку при рождении, другая осушила твои слёзы.

Одна не смогла предоставить тебе дом, другая молила о ребёнке, и её мечты сбылись.

И сейчас ты задаёшь мне вопрос – чей я плод? Ты плод любви двух женщин.

 

                 

Материалы подготовлены

педагогом-психологом КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского

 Е.В.Вяткиной

Категория: Психолого-педагогическая консультация | Добавил: ЦПМСС (25.02.2015)
Просмотров: 8453 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz