Основные правила поведения детей, обеспечивающие их безопасность:
Правила просты по своей сути и основаны на здравом смысле. Дает ли соблюдение этих правил стопроцентную гарантию безопасности детей? Наверное, нет. Но то, что они в значительной степени снижают риск оказаться жертвой преступника, -несомненно.
1. Избегай опасных мест (пустыри, придорожные лесопосадки, новостройки, заброшенные дома и сараи, чердаки, подвалы и, увы, подъезд дома и лифт)
2. Не гуляй допоздна!
3. Не будь в одиночестве!
Ребенок часто остается дома один. Как он должен себя вести?
· Нельзя открывать дверь, не посмотрев в глазок и не убедившись, что там стоит знакомый человек;
· Нельзя входить в квартиру, если подошли к ней, а дверь приоткрыта или замок взломан и видно или слышно, что в квартире чужие;
· Нельзя вступать в разговоры с незнакомым человеком, говорить, что он один дома, называть свое имя или имена родителей.
Главное в обучении детей безопасному поведению – научить предвидеть возможную угрозу и вести себя так, чтобы не попасть в трудную ситуацию.
С чего же начинать работу по обучению детей навыкам безопасного поведения?
1. Начните с изучения специальной литературы (например, книги американских авторов: педагога П.Статмэн «Безопасность вашего ребенка» и экспертов – криминалистов Дж.Симмонса и Дж.Мак.-Колла «76 способов защитить вашего ребенка от преступника»)
2. Учитывайте возраст ребенка и его особенности.
Пока малыш делает первые шаги, никаким правилам его не научишь. Его безопасность – полностью в руках родителей, бабушек, дедушек.
Когда ребенку исполнится три-четыре года, его уже многому можно научить. Он должен уметь:
- отличать знакомого человека от незнакомого;
- просить разрешения у мамы принять от кого-то конфетку;
- назвать интимные места своего тела («тайные местечки»);
Дети этого возраста должны знать своё имя, фамилию, адрес и номер телефона.
Разговаривать с детьми нужно на их языке.
По мере взросления ребенка информация о безопасности поведения становится все более сложной. Ребята среднего школьного возраста могут пострадать из-за своей самоуверенности, бравады, тяги к разного рода приключениям, желания прослыть среди сверстников смелым и «крутым». Особую опасность для ребят этого возраста представляет тяга к «дальним странствиям».
Выясните «слабые места» вашего ребенка. К ним, прежде всего, относятся излишняя доверчивость (легко идет на контакт с любым взрослым, охотно принимает разные «подношения», откликается на ласки чужаков), растерянность в опасной ситуации (замирает в шоке, вместо того, чтобы бежать) и скрытность (из-за неё вы не узнаете о трудностях, которые испытывает ребенок).
Контакт с ребенком – залог успеха в обучении.
Добивайтесь, чтобы дети доверяли вам!
Если вам стало известно, что ребенок поступил правильно в затруднительных обстоятельствах, его обязательно надо похвалить!
Если ребенок допустил ошибку, не ругайте его, а спокойно укажите на неё, помогите исправить, расскажите о возможных последствиях.
Не запугивайте детей!
Цель «безопасного» воспитания - внушить ребенку уверенность в его возможностях, в том, что, строго соблюдая определенные правила поведения, он не попадет в опасную ситуацию, а если и случится такое, найдет из нее выход.
Формы обучения.
А. Игры с куклами (для самых маленьких).
Б. Прогулки (для детей 5-7 лет)
(советы о том, как надо вести себя с привязкой к конкретным обстоятельствам, условиям).
В. Рассказы-воспоминания
(Родитель может вспомнить какую-нибудь историю из своего детства, которая была связана с криминальной опасностью. Последующее обсуждение, а вернее, разговор по душам позволяет исподволь, ненавязчиво донести до ребенка правила поведения, которые «вытекают» из вспомнившейся вам ситуации).
Г. Разыгрывание домашних сценок.
(заранее договорившись, отец, например, за ужином, рассказывает маме о какой-нибудь криминальной истории, когда мальчик или девочка умело вели себя и сумели избежать беды или, наоборот, допустив роковую ошибку, попали в неё. Присутствующего при этом ребенка поначалу как бы не замечают, но постепенно он втягивается в разговор, в ходе которого выясняется и степень его понимания опасности, и то, как он поведет себя в подобной ситуации).
Д. Совместное обсуждение уроков по ОБЖ.
Е. Игра с воображаемым преступником.
( представьте вместе с сыном, как, например, будет вести себя вор, вознамерившийся проникнуть в вшу квартиру (подкараулит в подъезде и заставит ключом открыть дверь, позвонит по телефону и попросит разрешения занести какую-то посылку, позвонит в дверь и скажет, что он сантехник, и т.д.)
Ж. Контрольные проверки.
(каждый навык безопасного поведения отрабатывается постепенно. Проверяйте, усвоил ли ребенок сказанное вами, что осталось непонятным).
Будьте примером для своих детей!
Социальный педагог КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского (Уинское представительство) М.Е.Пономарева |