Я хочу вам рассказать о влиянии особенностей семейных отношений на уровень моральной воспитанности ребенка, о четырех типах семей.
Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенностей семейных отношений с уровнем моральной воспитанности, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков. В своей книге «Мир детства: Подросток» авторы, рассматривающие данную проблему, предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующую семью, следующие:
А) гармоничность отношений в семье;
Б) особенности воспитательных усилий родителей.
Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей. В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера, и решается без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.
Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от 1 группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательное: лень, упрямство, лицемерие.
Третья группа семей. Наиболее характерная их черта – конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Таким образом, родитель должны всегда помнить, что моральный облик ребенка – его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок – это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
Я думаю, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя.
Попробую сформировать причины конфликтов:
- непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
- чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости. Взрослыми они еще будут», в результате в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;
- разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;
- отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»;
- чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность» - частые напоминание о прошлых «грехах» ребенка.
Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье – ребенок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.
Готовясь к этому собранию, я встретила в книге Н.И. Дереклеевой «Организация родительских собраний» формулу, в которой были зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Эта формула является результатом анализа возникновения конфликтных ситуаций, о которых мы с вами говорили раньше. Попробуем ее расшифровать.
Законы семьи =
1-й закон – единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
2-й закон – закон значимости похвалы для ребенка.
3-й закон – закон трудового участия каждого члена семьи.
5-й закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.
За неделю до собрания мы проводили анкетирование родителей и учащихся 7-11 классов, с использованием вопросов аналогичных, чтобы впоследствии иметь возможность сравнить позиции и взгляды двух сторон. Анкетирование проводилось с целью определения уровня комфортности ребенка в семье, всего было 45 анкет, но ответили на 36.
Каковы же результаты анкетирования. Радость общения от семьи хотят получить хотят получить 470/0 учащихся, а 500/0 родителей считают, что дети хотят покоя и защищенности.
На вопрос, хотят ли наши дети в будущем иметь семья похожие, на семьи их родителей 410/0 ответили «да», а вот 470/0 родителей не знают.
Наши дети не одиноки в семье, об этом говорит анкетирование 910/0, а 690/0 родителей об этом не знают.
На вопрос, что больше всего заботит наших родителей в семейной жизни, дети ответили здоровье 910/0, и родители тоже выбрали здоровье 860/0.
Для 380/0 родителей важно, что бы ребенок реализовал свои интеллектуальные способности, а для детей важная установка в жизни иметь много друзей.
890/0 родителей считают, что их ребенок знаком с моральными и материальными проблемами в семье, и 72 0/0 детей тоже знаком с этими проблемами.
Половина родителей считают, что у их детей нет секретов от них, а 530/0 детей говорят, у них есть секреты от пап и мам.
Вечер, проведенный дома для детей это радость общения так считают и дети и родители 600/0 и 70 0/0 соответственно.
Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребенка.
|