Пятница, 29.03.2024, 07:44
Приветствую Вас Гость | RSS

КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психолого-педагогическая консультация

Формирование моральных качеств у ребенка.

Я хочу вам рассказать о влиянии особенностей семейных отношений на уровень моральной воспитанности ребенка, о четырех типах семей.

Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенностей семейных отношений с уровнем моральной воспитанности, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения подростков. В своей книге «Мир детства: Подросток» авторы, рассматривающие данную проблему, предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующую семью, следующие:

А) гармоничность отношений в семье;

Б) особенности воспитательных усилий родителей.

Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей. В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера, и решается без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.

Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от 1 группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательное: лень, упрямство, лицемерие.

Третья группа семей. Наиболее характерная их черта – конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».

Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Таким образом, родитель должны всегда помнить, что моральный облик ребенка – его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок – это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.

Я думаю, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя.

Попробую сформировать причины конфликтов:

- непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;

- чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости. Взрослыми они еще будут», в результате в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;

- разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;

- отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»;

- чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность» - частые напоминание о прошлых «грехах» ребенка.

Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье – ребенок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.

Готовясь к этому собранию, я встретила в книге Н.И. Дереклеевой «Организация родительских собраний» формулу, в которой были зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Эта формула является результатом анализа возникновения конфликтных ситуаций, о которых мы с вами говорили раньше. Попробуем ее расшифровать.

Законы семьи = 

1-й закон – единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.

2-й закон – закон значимости похвалы для ребенка.

3-й закон – закон трудового участия каждого члена семьи.

5-й закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.

За неделю до собрания мы проводили анкетирование родителей и учащихся 7-11 классов, с использованием вопросов аналогичных, чтобы впоследствии иметь возможность сравнить позиции и взгляды двух сторон. Анкетирование проводилось с целью определения уровня комфортности ребенка в семье, всего было 45 анкет, но ответили на 36.

Каковы же результаты анкетирования. Радость общения от семьи хотят получить хотят получить 470/0 учащихся, а 500/0 родителей считают, что дети хотят покоя и защищенности.

На вопрос, хотят ли наши дети в будущем иметь семья похожие, на семьи их родителей 410/ответили «да», а вот 470/0 родителей не знают.

Наши дети не одиноки в семье, об этом говорит анкетирование 910/0, а 690/0 родителей об этом не знают.

На вопрос, что больше всего заботит наших родителей в семейной жизни, дети ответили здоровье 910/0, и родители тоже выбрали здоровье 860/0.

Для 380/0 родителей важно, что бы ребенок реализовал свои интеллектуальные способности, а для детей важная установка в жизни иметь много друзей.

890/0 родителей считают, что их ребенок знаком с моральными и материальными проблемами в семье, и 72 0/0 детей тоже знаком с этими проблемами.

Половина родителей считают, что у их детей нет секретов от них, а 530/0 детей говорят, у них есть секреты от пап и мам.

Вечер, проведенный дома для детей это радость общения так считают и дети и родители 600/и 70 0/0 соответственно. 

Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребенка. 


 

Категория: Психолого-педагогическая консультация | Добавил: ЦПМСС (25.02.2015)
Просмотров: 895 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz