Пятница, 19.04.2024, 07:51
Приветствую Вас Гость | RSS

КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психолого-педагогическая консультация

Дети и домашние обязанности

Должны ли дети помогать родителям? Многие родители считают, что не стоит обременять детей домашними обязанностями. Они думают, что работа по дому будет отнимать у детей беззаботное детство, которое дается только раз. Часто родители считают, что с детей достаточно школьной учебы и кроме этого им от детей ничего не нужно.

Тем не менее, когда дети помогают родителям, выполняя домашние обязанности, они будут чувствовать себя необходимыми в семье, способными внести свой собственный вклад в семейное благополучие и поэтому быть ее полноправными членами.

Обучая детей ответственности за домашние дела, мы развиваем их социальный интерес и готовим их к тому, чтобы они не боялись ответственности и вне дома.

Дети, которые помогают родителям и имеют круг своих домашних обязанностей, обычно лучше учатся в школе, потому что они лучше взаимодействуют с учителями. Без такой подготовки дети становятся потребителями и в будущем хотят только получать что-то от других людей. Они просто сидят дома и ждут, когда кто-то придет и даст им то, что они хотят.

Как же добиться того, чтобы ребенок знал, что ему нужно сделать по дому, и выполнял это самостоятельно и даже с удовольствием без всяких напоминаний с нашей стороны? Возможно ли вообще такое? Конечно же, ДА. Для этого (всего лишь) нужно выстроить систему, которая будет работать, продумав процесс, цель, и вознаграждение за конечный результат. Правда, без терпения здесь не обойтись, поэтому нужно им запастись заранее.

Чего именно мы желаем? А желаем мы, чтобы дети:

- помогали по дому;

- знали, где лежат их вещи;

- считали свои обязанности весомым вкладом в семейный быт;

- выполняли их самостоятельно;

- не чувствовали себя дорогими гостями в родительском доме и не считали своих родителей волшебниками, которые исполнят любую прихоть;

- нам, родителям, не приходилось тратить силы на уговоры.

Список вполне можно дополнить или урезать. У каждого свои требования и цели. Главное четко представить себе, что каждый из нас в результате получит.

Итак, список готов и теперь необходимо выделить ГЛАВНОЕ, то есть то, ради чего все это затевается. Одна или две самые главные цели, ради которых мы будем в течение месяца изо дня в день настойчиво твердить детям, что эти дела отныне входят в их каждодневные обязанности. Настойчивость, вот ваш конек. Вы не просто хотите, чтобы ребенок выполнял ряд обязанностей, облегчающий уход за домом, идет формирование привычки на будущее, подготовка к взрослой жизни.

Приступаем к воплощению плана. Окиньте пристальным взглядом дом и напишите все дела, которые требуется сделать, чтобы поддерживать чистоту и уют. Пишите абсолютно все. Даже такие мелочи как «наполнять водой фильтр». Такую обязанность может взять на себя даже трехлетний малыш и будет горд возложенной на него миссией. Не распределяйте получившийся список на обязанности для домочадцев. Распишите все более подробно:

  • выбить коврик такой-то;
  • полить цветы на лестнице;
  • расставить обувь там-то;
  • складывать карандаши и ручки в тумбочку;
  • класть на место пульт;
  • вытирать собаке лапы и пр.

Секрет такого списка заключается в том, что теперь вы будете точно знать, что и как необходимо сделать.

А теперь самое главное. На общем сборе вы берете слово и объявляете ошеломленным близким, что с этого момента не желаете нести на своих хрупких плечах бремя поддержания порядка в доме в одиночку. Поэтому вот, дорогие и любимые, списочек и решаем, кто и что на себя возьмет. Не нужно никого принуждать. Поставьте всех перед фактом, отныне у них есть обязанности, и вы великодушно предоставляете возможность выбрать, то, что им по душе. Желающих ничего не делать быть не может, пленных не берем. Работают ВСЕ. Главное успеть выбрать, то, что нравится, пока другие не расхватали.

Распределяя обязанности разумнее всего отталкиваться от темперамента, хобби и т.д. Бывает же такое, что кто-то из детей любит порядок, вот и предложите ему убирать со стола, расставлять столовые приборы, раскладывать салфетки. Пусть даже он просто сгребает грязную посуду в раковину. А может кто-то любит вытирать пыль, так пусть возьмет на себя подоконники и окна, причем не просто вытирать, они должны быть всегда чистыми, следовательно, за этим ему придется следить. Важно сформировать привычку. Выбор обязанностей станет не принудиловкой, а игрой, а то, что все знают, кто и за что должен отвечать станет дополнительным стимулом. Вряд ли папе будет приятно быть пойманным на "не выбивании" коврика, а дочери на "не вытирании" собачьих лап. Каждому свое.

Обязанности распределили. Снова беремся за ручку и расписываем как именно их, то есть обязанности, следует выполнять. Пунктов много лучше не делать, хватит 4-6. Добившись их выполнения, список можно расширить, а сразу не нагружайте, чтобы не напугать. Напишите список и для мужа и для себя. Повесьте на видное место. Вдруг кто-нибудь забудет, тогда будет можно подойти и глянуть. Такие списки дисциплинируют и, главное, будьте готовы, если вы не успеете, что-то сделать или забудете, детки вам обязательно и с удовольствием напомнят. Но лучше этого не допускать. Ведь мы же воспитываем в них дисциплинированность и ответственность, а значит, повода упрекнуть нас в недобросовестности быть не должно.

Сразу ничего не делается. Поэтому не ждите безупречного выполнения обязанностей. Во-первых, этому нужно научиться, во-вторых, привыкнуть. Объясните и покажите, что и как нужно делать, где взять инструмент. Особенно на начальном этапе. Говорите "спасибо" детям за их, пусть даже легкий, труд. Похвала имеет великую силу, поэтому не разбрасывайтесь ею. Хвалите тогда, когда она заслужена.

Первые пару-тройку недель об обязанностях придется напоминать. Увы, от этого никуда не денешься. К новому привыкать сложно, а уж к обязанностям и подавно. Не отчаивайтесь процесс пойдет. Главное начать.

Время прошло, все более менее привыкли. Проведите опрос. Не ждите, пока возникнет бунт на корабле. Может быть, кто-то решит взять на себя другие обязанности или захочет внести дополнения. В конце концов, все это делается на благо семьи и семья должна решать, как и куда двигаться дальше. Вы не злобный рабовладелец, а мудрый руководитель. Мудрость и гибкость ваш конек и поэтому мнение членов семьи для вас важно. Если вам повезло и всех все устраивает, то продолжайте взятый курс. Если нет, выслушайте и внесите коррективы. И только. возврата к прошлому быть не может. Теперь только вперед с улыбкой в светлое будущее. Хотя, как правило, недовольные бывают редко. В конце концов, никто не несет на себе непомерный груз, а дома стало чисто, у мамы больше времени, нет больше нудных нотаций.

Ленивых детей нет, просто нужно превратить неприятный, казалось бы, процесс в увлекательную игру.

Категория: Психолого-педагогическая консультация | Добавил: ЦПМСС (12.05.2015)
Просмотров: 754 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz