Трудно найти человека, который не хотел бы быть счастливым. Но проходит жизнь, человек уходит в мир иной так и не узнав, что такое счастье. Результаты исследований психологов и социологов показали, что одним из критериев ощущения счастья является благополучие семьи, крепкие, дружеские отношения родителей и детей. Иногда, кажется и семья благополучная, и родители порядочные, но что-то творится с ребенком не то: то раздражительный или агрессивный, то не может найти контакт с окружающими.
Чтобы правильно выстроить отношения с детьми, нам, родителям необходимо учиться быть РОДИТЕЛЯМИ. Может быть, данная информация поможет родителям проанализировать свое поведение в различных ситуациях и сделать вывод: «А не создаю ли я ситуации, которые становятся для ребенка болезненными? И не относится ли моя семья к одному из типов неблагополучных семей?»
Наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации:
-
Когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его
-
Когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами
-
Когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи
-
Когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей
-
Когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка
В одном из своих исследований А.А.Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия:
«Семья – санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате – чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.
«Семья – крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка к себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья – крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.
«Семья – третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что, опять же, порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они тяжело переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.
Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного обращения с детьми (СООД), включающий в себя диапазон поступков от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, СООД – это «поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающиеся нанесением физической, психической и нравственной травмы».
Уважаемые родители! Учитесь быть РОДИТЕЛЯМИ. Говорите детям о том, как сильно вы их любите, проводите больше времени со своими детьми, ведь время так быстротечно, не заметно вырастут ваши дети, и когда понадобится вам помощь, дети откликнутся. Не зря говорится в мудрой пословице: «Как аукнется, так и откликнется».
Педагог-психолог ЦПМСС г Чайковского (Уинское представительство) Т.Г.Еговцева |