Пятница, 29.03.2024, 01:24
Приветствую Вас Гость | RSS

КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Как наше слово отзовется.

Дети, внимательно наблюдающие за взрослыми, замечают все:

- и наши необдуманные слова;

- и интонацию голоса;

-  наши действия;

кроме того, многие дети чувствуют, что на самом деле думают взрослые.

Все это составляет подтекст нашего поведения, который «считывают» дети. Боб и Мэри Гулдинг этот подтекст назвали «посланиями», выделив 12 основных «посланий», адресованных детям.

1. Не живи, не существуй, не будь!..

Человек, получивший в детстве это послание, чувствует себя ущербным, нелюбимым. В детстве такому ребенку мама редко улыбалась, не радовалась ему. Возможно, это был нежеланный ребенок и мать даже пыталась прервать беременность.

В речи эти может проявляться так: «И зачем только я тебя родила?», «Лучше бы тебя совсем не было», «Прямо не знаю, что я с тобой сделаю». Причем это еще не самые сильные слова. Иногда мать в сердцах мажет воскликнуть: «Выродок, лучше б я аборт сделала!..»

Дети, слышавшие подобные фразы или интуитивно чувствующие свою нежеланность, принимают для защиты сложные решения. Мысленно ребенок может представлять, что он умирает и все о нем плачут, только теперь понимая, как мало они его любили, когда он был жив. Порой эти картины так сильно привлекают детей, что они действительно наносят себе вред или (в крайних случаях) доходят до попытки самоубийства.

Саморазрушение в виде курения, употребления алкоголя и наркотиков также может иметь в основе своей послание «Не живи».

Выход из подобной ситуации один: в «разрешении» жить. Такие дети в большей степени, чем другие, нуждаются в искренней любви. Стоит взрослым окружить их нежностью, лаской и добротой, как постепенно начнут оттаивать замерзшие, заледеневшие детские души.

Разновидностью «Не живи» является послание: Не будь своего пола!

К сожалению, очень многие родители, сами того не подозревая, адресуют это послание своим детям. Нельзя настраиваться заранее на определенный пол ребенка, иначе ребенок другого пола будет чувствовать себя (целых 9 месяцев!) нежеланным и нелюбимым.

В конце концов, родители, которые ждали мальчика, а родилась девочка (или наоборот), выбирают имена как бы среднего рода: Валера, Женя, Валя, Саша. Если к этому прибавить заранее приготовленную одежду бело-розовых или бело-голубых тонов, то нам станет ясно, что все это может сказаться на психическом и половом развитии малыша. Порой ситуации доходит до абсурда: мама завязывает мальчику косыночку или примеряет ему бантики, тоскуя по «несостоявшейся» девочке.

2. Не будь самим собой!

Идеальный ребенок, с точки зрении родителей, - это ребенок послушный, заботливый, способный, аккуратный. Но дети есть дети, они и отличаются от взрослый своей непосредственностью и подвижностью, что не позволяет им быть «идеальными». Тем более, что многие взрослые под словом «идеальный» подразумевают «удобный». Вот что писал об этом Януш Корчак: «Все воспитывающие хотят, чтобы ребенок был удобным, так шаг за шагом они пытаются усыпить, подавить, уничтожить его волю, лишить независимости, угнетай дух, мечты и намерения».

Есть мнение о том, что немного(!) непослушные дети достигают в жизни независимы и имеют выход в более широкий мир. Чересчур послушные дети должны не радовать, а наоборот, настораживать родителей. Не перегнули ли они «палку» воспитания, превратив ребенка в бесхарактерного и безвольного исполнителя чужих указаний?

Родители, лелеющие образ несуществующего «идеального» ребенка, игнорируют тем самим собственного малыша, чем и может объясняться его капризности или агрессивное поведение.

3. Не будь ребенком!

Подтекст поведения взрослых: «Я буду любить тебя, если ты будешь вести себя, как взрослый». Скорее всего эти взрослые выросли в семьях, где они жили в подобной обстановке, а значит, не были детьми в полном смысле слова. Если взрослому трудно быть естественным, спонтанным, если ему тяжело с детьми, если он предпочитает молчать в обществе то можно предположить, что он получил данное послание о детстве и будет неосознанно передавать его своим детям. Высказывании взрослых типа: «Ты уже большой, чтобы..» - один из вариантов этого послания.

Иногда малыш принимает решение «не быть ребенком», когда мама и папа ссорятся: «Я должен поскорее вырасти, чтобы защищать маму».

Вариантами «Не будь ребенком» могут быть послания: «Не радуйся»,  «Не получай удовольствие», то есть не замечай ничего хорошего, не радуйся ни своим, ни чужим успехам, не получай удовольствие от общении с окружающими, от любви, от жизни. Такое послание может быть дано по нескольким причинам:

>взрослые сами не умеют радоваться жизни;

>взрослые длительное время ощущают бремя забот и усталость;

>в семье любят, чтобы дети били маленькими серьезными «старичками»;

>взрослым свойственна боязливая настороженность: если все слишком хорошо, то обязательно случится что-то плохое; чтобы не накликать беду, лучше вообще не радоваться.

Вспомним, что самая главная задача ребенка в детстве - это научиться радоваться жизни и творчески раскрыться.

4. Не расти (оставайся маленьким)!

Посмотри на фотографии, какой ты был маленький и хорошенький, - говорит мама, и ребенок может сделать для себя вывод, что в случае, если он будет вести себя как маленький, мама станет больше его любить.Подтекст поведения кого-либо из родителей может стать таким: «Оставайся маленьким. Ведь когда ты вырастешь, ты покинешь меня. Ради чего же я тогда буду жить?».

5. Не делай успехов!

Родители ревниво относятся к успехам своих детей. Из-за подобного поведения взрослых у ребенка при необходимости принять важное решение могут возникать неожиданные спады настроения, психические расстройства и даже заболевания. Фразы, способствующие получению данного послания: «У тебя ничего не получится», «Не доверяй людям» («Все женщины...», «Все мужчины...»)

6. Не делай!

Лучше вообще ничего не делать, мол, мир полон опасностей. Родителям кажется, что они боятся вреда, который может быть причинен ребенку, но на деле оказывается, что родители подсознательно желают того, чтобы ребенок потерпел неудачу, поскольку тогда ему понадобится родительская помощь.

7. Не будь первым (не высовывайся)!

Своим поведением взрослые дают понять: «У меня тысяча дел, а тут еще ты со своими глупостями!», «Я буду терпеть тебя, пока ты будешь чувствовать, что твои желания ничего для меня не значат». Если ребенок испытывает страх перед выступлением, невозможность начать новое дело, похоже, что послание уже достигло цели.

8. Не принадлежи!

Человек, получивший в детстве такое послание будет ощущать себя чужаком среди окружающих. «Я не могу быть частью группы, так как во мне нет ничего, что могло бы заинтересовать других людей», думает он.

9. Не будь близким!

Откуда берется это послание?Во-первых, из речей взрослых ребенок может усвоить, что никому нельзя верить, так как честных людей не существует. Обсуждая в присутствии сына или дочки поведение отца (матери), соседей или деятельность правительства, родители сами создают у ребенка уверенность в том, что кругом одни плуты и обманщики.Во-вторых, на получение этого послания может повлиять разлука с родителями или с матерью.

10. Не будь здоровым!

Ребенок, лишенный истинной заботы, может малейшее недомогание выдавать за болезнь, так как тогда родители уделяют ему значительно больше внимания. Постепенно в сознании ребенка крепнет решение «не быть здоровым». Во взрослой жизни стратегия «заболеть» будет срабатывать при выполнении важного задания, неприятностях на работе или в семье.

11. Не думай!

Это послание может исходить от чересчур заботливых мам, которые все проблемы своих детей готовы взять на себя: «Не ломай над этим голову, я сама все улажу». Подтекст поведения взрослого: «Не думай ни о чем, дай мне подумать за тебя».Результат этого послания — замена мыслей на чувства, неспособность к быстрому принятию решения в критических ситуациях, невозможность «собраться с мыслями».

12. Не чувствуй!

Родители считают, что надо сдерживать свои чувства, не показывать их. В семье может господствовать запрет на любую открытость или на какие-то конкретные чувства (особенно негативные): «не смей сердиться», «страх и слезы - позор для мальчика», «перестань волноваться»... Не помогая ребенку в развитии чувств, родители рискуют воспитать черствого, не способного к сопереживанию человека.

Чтобы не адресовать детям подобные послания, давайте, дорогие друзья, следить за своей речью и не давать детям отрицательные установки.  

Категория: Мои статьи | Добавил: ЦПМСС (25.10.2013)
Просмотров: 741 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz