Понедельник, 25.09.2017, 23:31
Приветствую Вас Гость | RSS

КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психолого-педагогическая консультация

Воспитание ответственности – первый шаг к взрослой жизни

Ответственность, как социальный навык, объективно нужна ребенку - в этом случае он закладывает себе фундамент успешной взрослой жизни. Однако субъективно, по крайней мере в детстве и для людей с инфантильным мировосприятием ответственность выглядит мало привлекательно и скорее как нечто внешнее, зачем-то навязываемое взрослыми.

Многие дети не хотят взрослеть, потому что не видят в этом ничего привлекательного. Зачем? Ведь ребенком быть выгоднее?

Что с этим делать? Не пасовать и делать свое родительское дело. Не надо перегружать ребенка ответственностью, но и нельзя отступать перед нежеланием ребенка взрослеть и брать на себя дополнительные нагрузки.

Детям дошкольного возраста присуща небольшая степень развития самосознания. Быть действительно ответственным, значит уметь прогнозировать последствия, знать, какое поведение допустимо или наказуемо. Дошкольник к этому не готов. Ребенок постепенно овладевает нормами и правилами взрослого общества, благодаря чему и закладывается основа ответственного поведения. Однако родители склонны думать, что их ребенок "все понимает", но из упрямства, лени или вредности поступает не так, как от него требуют. Они пытаются добиться от ребенка того, что он в силу особенностей своего возраста дать не в состоянии. Двухлетний ребенок не способен уловить связь между своими поступками и наступившими последствиями. Он ориентируется на реакцию родителей, постепенно научается "правильному" с точки зрения родителей поведению. Подлинной ответственности ни за игрушки, ни за внешний вид требовать от него не стоит, это выше его возможностей. Малышу необходим взрослый, "проводник", способный помочь ему разобраться в непростом мире взрослых.

Любая способность развивается в процессе тренировки, поэтому ответственность развивается тогда, когда человек так или иначе берет или на него нагружают ответственность.

Если родители стараются защитить ребенка от трудностей жизни, отстраняют ребенка от бытовых, материальных и других жизненных трудностей, ребенок привыкает к тому, что за него все сделают родители. Или кто-то другой. Маленький ребенок не понимает такого самопожертвования, но привыкает к беззаботной жизни. Привлекайте его к семейным делам - пусть помогает. Привлекайте к своим размышлениям, как лучше сделать то или иное.

Учите его, как справляться с трудностями. Самый ответственный по натуре ребенок будет отказываться от ответственности, если он элементарно не знает, как сделать то или иное. Разговаривайте с подростком о его планах, сомнениях, возможностях, о семейном бюджете и семейных проектах, о ваших собственных проблемах и желаниях. Ваши ожидания и обиды не должны быть скрыты от ребенка. В доверительных и честных обсуждениях, небольших общих делах, намечаемых вместе с ним (это могут быть какие-то усовершенствования в вашей квартире, устройство семейного праздника, семейная поездка) можно выработать постепенно ту линию поведения, которая будет устраивать и вас, и его.

С делами, с которыми он может справиться уже самостоятельно - пусть справляется самостоятельно. Свои игрушки может убрать уже маленький ребенок, если его к этому приучать. А если ребенок свои игрушки не ценит, их ломает (бросает, забывает, не убирает) - то остается без игрушек. Когда школьник уже умеет делать уроки - он должен свои уроки делать самостоятельно.

Время от времени полезно поставить ребенка в ситуацию, когда нет другого жизненного выхода, кроме как оказаться ответственным. Хочешь выжить - бери на себя работу ответственности. Обстоятельства требуют. Приходит понимание: за тебя никто ничего не сделает. Помогает опыт самостоятельности: или накормишь себя, или останешься голодным.

Обменять на права. Новые, привлекательные права даются в обмен на ту или иную новую ответственность.

Поставить ребенка в ситуацию, когда ответственность оказывается внутренне (морально) обязательной. Остался без родителей, рядом младший брат, еще более бестолковый, чем ты - но все-таки брат. Результат - беру за него ответственность.

Зоны ответственности

Ответственность за собственную жизнь, безопасность и здоровье является одной из базовых и на ее формирование необходимо обратить пристальное внимание. Ее развитие начинается около 2,5-3 лет. Здесь зоны ограничиваются родителями достаточно жестко: большая высота, горячие предметы, огонь, электричество.

Ответственность за поступки, связанные с благополучием людей. Детское стихотворение, которое знакомо всем нам учит: "Мама спит, она устала, ну и я играть не стала... " Ребенок должен уметь сознательно выбрать такое поведение, которое не будет мешать близким людям, если они болеют, устали, расстроены. Такое поведение закладывает основу для взаимоотношений с другими людьми.

Ответственность за домашних животных (если они конечно есть). Простейшие обязанности: насыпать корм, налить воду.

Ответственность за свои вещи.

Ответственность за принятое решение и данное слово. Если обещал, то: игрушки надо убрать, уроки выучить, прийти домой во время, выпить лекарство...

Ответственность за успехи и неудачи. Маленький ребенок учится самостоятельно кушать, малыш постарше собирать пирамидку, а школьник принес домой пятерку и все это благодаря собственным усилиям.

Экологическая ответственность. Как правило, об этом большинство родителей забывают. И вот уже взрослый человек бросает на тротуар билетик, а на природе не найти чистого места, чтобы отдохнуть.

Разумеется, по мере взросления ребенка зоны и границы ответственности расширяются, но самое главное начать и вы вырастите замечательного человека.

Категория: Психолого-педагогическая консультация | Добавил: ЦПМСС (27.10.2015)
Просмотров: 169 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz