Понедельник, 25.09.2017, 23:31
Приветствую Вас Гость | RSS

КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психолого-педагогическая консультация

Трудовое воспитание

Правильное воспитание невозможно представить себе как воспитание нетрудовое. Труд всегда был основанием для человеческой жизни, для создания благополучия человеческой жизни и культуры.

Первое, о чём в особенности должны помнить родители,- это следующее.

Ваш ребёнок будет членом трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен. Но от этого будет зависеть и его благосостояние, материальный уровень его жизни. Мы хорошо знаем, что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни люди умеют работать лучше, другие - хуже, одни способны только к самому простому труду, другие - к труду более сложному и, следовательно более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни, и в особенности в молодости. Следовательно, трудовая подготовка, воспитание трудового качества человека - это подготовка и воспитание не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и воспитание его будущего жизненного уровня, его благосостояния.

Второе: трудиться можно из нужды, из жизненной необходимости. Научить творческому труду - особая задача воспитателя. Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта. Такое отношение к труду возможно только тогда, когда образовалась глубокая привычка к трудовому усилию, когда никакая работа не кажется неприятной, если в ней есть какой-нибудь смысл.

Творческий труд невозможен у тех людей, которые к работе подходят со страхом, которые боятся ощущения усилия, боятся так сказать, трудового пота, которые на каждом шагу только и делают, что соображают, как бы поскорее отделаться от работы и начать что-нибудь другое. Это другое кажется им симпатичным до тех пот, пока они за него не взялись.

Третье: в трудовом усилии воспитывается не только рабочая подготовка человека. Человек, который старается на каждом шагу увильнуть от работы, который спокойно смотрит, как другие работают, пользуется плодами их трудов, такой человек - самый безнравственный человек в обществе. И, наоборот, совместное трудовое усилие, работа в коллективе, трудовая помощь людей и постоянная их взаимная трудовая зависимость только и могут создать правильное отношение человека друг к другу. Только участие в трудовом коллективе позволяет человеку выработать правильное отношение к другим людям - родственную любовь и дружбу по отношению ко всякому трудящемуся, возмущение и осуждение по отношению к лентяю, к человеку, уклоняющемуся от труда.

Четвёртое: неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы или внешние качества - зрение, осязание, развиваются пальцы. Главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека. Это духовное развитие и должно составить главную особенность человека.

Пятое: необходимо указать на одно обстоятельство, которому у нас придают небольшое значение. Труд имеет не только значение общественно- производственное, но имеет большое значение и в личной жизни. Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удаётся и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах, которые умеют владеть вещами и командовать ими. И наоборот, всегда вызывают жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик, которые не умеют обслуживать себя сами, а всегда нуждаются то в няньках, то в дружеской услуге, то в помощи, а если им никто не поможет, живут в неудобной обстановке, неряшливо, грязно, растерянно. Родители должны подумать над каждым из указанных обстоятельств... В трудовом воспитании важным является следующая сторона метода. Перед ребёнком должна быть поставлена задача, которую он может разрешить, применяя то или другое трудовое средство. Эта задача необязательно должна стоять на короткий отрезок времени, на один или на два дня. Важно то, что ребенку должна быть предоставлена некоторая свобода в выборе средств и он должен нести некоторую ответственность за выполнение работы и за её качество. Меньше будет пользы, если вы скажете ребёнку: - Вот тебе веник, подмети эту комнату, сделай это так или так. Лучше будет, если вы на долгое время поручите ребёнку поддержание чистоты в определённой комнате, а как он будет это делать - предоставьте решать и отвечать за решение ему самому. Эта задача гораздо выше и полезнее. Следовательно, чем сложнее и самостоятельнее будет трудовая задача, тем лучше она будет в педагогическом отношении. Многие родители не учитывают этого обстоятельства. Они посылают мальчика или девочку в магазин купить какой-нибудь предмет, а гораздо лучше будет, если они возложат на него постоянную, определённую заботу, например, всегда заботиться о том, чтобы в семье было мыло или зубной порошок. Трудовое воспитание детей в семье должно начинаться очень рано. Начинаться оно должно в игре. Ребёнку должно быть указано, что он отвечает за целостность игрушек, за чистоту и порядок в том месте, где стоят игрушки и где он играет. Конечно, некоторые приёмы уборки можно ему и показать, ни вообще хорошо, если он сам догадается, что для вытирания пыли нужно иметь чистую тряпку, если он сам эту тряпку выпросит у матери, если он к этой тряпке предъявит определенные санитарные требования и т.п. точно также и починка игрушек. С возрастом трудовые поручения должны быть усложнены и отделены от игры. Нужно при этом всегда помнить: когда дети учатся в школе, домашняя работа их сильно нагружает. Разумеется, эта работа должна считаться самой главной и первоочерёдной. Дети должны хорошо понимать, что в школьной работе они выполняют функцию не только личную, но и общественную, что за успех школьной работы отвечают они не только перед родителями, но и перед государством. С другой стороны, неправильно, если только школьная работа пользуется уважением, а все остальные трудовые задачи отбрасываются. Такое обособление школьной работы опасно, так как вызывает у детей полное пренебрежение к жизни и работе своего семейного коллектива. Спрашивается: какими мерами можно и должно вызывать у ребёнка то или другое трудовое усилие? Меры могут быть самые разные. В раннем возрасте, конечно, многое ребёнку нужно и показать и подсказать, но вообще необходимо считать идеальной формой, когда ребёнок сам замечает необходимость той или другой работы, видит, что матери или отцу некогда её сделать, когда он по собственной инициативе приходит на помощь своему семейному коллективу.

Очень часто бывает, что ребёнок по своей неопытности, по слабости ориентировки не может самостоятельно заметить потребности в  той или другой работе. Родители должны в таких случаях осторожно подсказать, помочь ребёнку выяснить своё отношение к этой задаче и принять участие в её разрешении. Это часто всего лучше делать, вызывая простой технический интерес к работе, но и злоупотреблять этим способом нельзя. Ребёнок должен выполнять и такие работы, которые кажутся в первый момент работами скучными. Вообще он должен воспитываться так, чтобы решающим моментом в трудовом усилии была не его занимательность, а его польза, его необходимость. Родители должны воспитывать у ребёнка способность терпеливо и без хныканья выполнять работы неприятные. Потом, по мере развития ребёнка, даже самая неприятная работа будет приносить ему радость, если общественная ценность работы будет для него очевидна. В том случае, если необходимость или интерес недостаточны, чтобы вызвать у ребёнка желание потрудиться, можно применить способ просьбы. Просьба тем отличается от других видов обращения, что она предоставляет ребёнку полную свободу выбора. Просьба и должна быть такова. Её так нужно произнести, чтобы ребёнку казалось, что он исполняет просьбу по собственному доброму желанию, не побуждаемый к этому никакими принуждениями.

Нужно говорить: - У меня к тебе просьба. Хоть это и трудно, и у тебя всякие другие дела. Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Если с самого малого возраста вашего ребёнка вы будете правильно чередовать просьбу и поручение и в особенности, если вы будете возбуждать личную инициативу ребёнка, будете учить его видеть необходимость работы самому и по собственному почину выполнять её, в вашем поручении не будет уже никаких прорывов. Только если вы запустили дело воспитания, вам придётся иногда прибегнуть к принуждению.

Принуждение может быть различное - от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случае, никогда нельзя прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребёнка отвращение к трудовой задаче.

Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Нужно при этом сказать, что лень, т.е. отвращение к трудовому усилию, только в редких случаях объясняется плохим состоянием здоровья, вялостью духа, физической слабостью. Большей же частью лень у ребёнка развивается благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребёнка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет.

Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребёнка в область труда. Но, борясь с ленью, нужно бороться и с другим недостатком. Воспитание наших детей должно проходить таким образом, чтобы в нашем обществе не было готовых объектов для эксплуатации, чтобы никакие эксплуататорские аппетиты у нас не могли развиваться даже в домашней обстановке.

Поэтому родители в особенности должны внимательно следить, чтобы старшие братья не пользовались трудом младших иначе как в порядке взаимной помощи, чтобы в семье не было никакого трудового неравенства.

Остаётся сказать несколько слов о качестве труда. Качество труда делено иметь самое решающее значение: высокого качества нужно требовать всегда, и требовать серьёзно. Конечно, ребёнок ещё неопытен, часто он физически не способен выполнить работу во всех отношениях идеально. От него и нужно требовать такого качества, которое для него совершенно посильно, которое доступно и его силам, и его пониманию. Не нужно при этом поносить ребёнка за плохую работу, стыдить его, упрекать. Нужно просто и спокойно сказать, что работа сделана неудовлетворительно, что она должна быть переделана, или исправлена, или сделана заново. При этом никогда не нужно производить работу за ребёнка силами самих родителей, только в редких случаях можно проделать часть работы, которая явно не по силам ребёнку, поправляя в этом случае допущенную ошибку в самом назначении работы.

Не рекомендуется применять в области труда какие-либо поощрения или наказания. Трудовая задача и её решение должны сами доставлять ребёнку такое удовлетворение, чтобы он испытывал радость. Признание его работы хорошей работой должно быть лучшей наградой за его труд. Такой же наградой будет для него ваше одобрение его изобретательности, его находчивости, его способов работы. Но даже и таким словесным одобрением никогда не нужно злоупотреблять, в особенности не следует хвалить ребёнка за произведённую работу в присутствии знакомых ваших и друзей. Тем более не нужно наказывать за плохую работу или за работу непроизведённую. Самое важное в этом - добиться того, чтобы работа была всё-таки выполнена.

 

Социальный педагог Чермянина А.Н.

Категория: Психолого-педагогическая консультация | Добавил: ЦПМСС (27.10.2015)
Просмотров: 200 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2017
Сделать бесплатный сайт с uCoz