Среда, 24.04.2024, 19:37
Приветствую Вас Гость | RSS

КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психолого-педагогическая консультация

Один дома. Когда и как оставлять ребенка дома одного.

По мнению психологов, многое зависит от характера и темперамента ребенка. Кого-то можно оставить дома одного уже в пять лет, с другими нужно подождать до семи, а с кем-то и подольше. Кстати, в некоторых странах существует закон, который запрещает оставлять дома без присмотра детей в возрасте до двенадцати лет. В противном случае беспечным родителям грозят серьезные неприятности.

  Когда ребенок готов остаться дома один

§  Когда он может занять себя более часа, не прибегая к родителям, каждые пять минут за помощью. При этом ребенок не боится темноты и закрытого пространства: часто играет в комнате за закрытой дверью, засыпает без ночника.

§  Когда ребенок знает предел дозволенного: что можно, а что нельзя делать. Он понимает, когда ему будет больно, и старается избежать боли. Не пытается специально причинить боль животным или людям.

§  Когда ребенок часто играет в ролевые игры, ставя себя на место взрослых. У него есть дома определенные обязанности (убирать игрушки, поливать цветы), и он ответственно их выполняет.

§  Когда он умеет пользоваться телефоном. Соблюдать режим дня (ест и ложится спать приблизительно в одно и то же время) без постоянных напоминаний родителей.

§  Когда ребенок адекватно оценивает свои поступки, умеет прощать обиды.

 

Если большая часть перечисленного не подходит для вашего ребенка, лучше не рисковать, оставляя его одного дома.

  

Приучаем малыша к самостоятельности 

Чем дольше вы будете контролировать каждый шаг ребенка, тем больше у него будет соблазнов натворить что-нибудь запретное. Давать почувствовать вкус самостоятельности нужно постепенно, сначала незаметно подстраховывая его и лишь затем, шаг за шагом, предоставляя реальную свободу.

Для этого определите для себя некоторое время, когда вы будете заниматься своими делами, не отвлекаясь на ребенка. Пусть на час-полтора он будет сам себе хозяином. Создавая для ребенка ощущение вашей отстраненности от его жизни, вы учите его рассчитывать только на себя.

Почаще разрешайте ребенку самому хозяйничать на кухне, не зовите его на все готовое. Пусть сам себе помоет фрукты, сделает чай и бутерброд, уберет и вымоет посуду. Спустя некоторое время вы увидите, что ребенок вполне ориентируется на кухне и не умрет с голоду в ваше отсутствие.

Даже если ребенок уже умеет пользоваться плитой, одному ему лучше этого не делать. На выручку придет термос с теплой готовой едой. К шести годам ребенок уже в состоянии аккуратно открыть термос, выложить его содержимое на тарелку и съесть. Постарайтесь приготовить на время вашего отсутствия те блюда, которые он больше всего любит и ест с аппетитом, иначе еда останется нетронутой или отправится в ведро, а ребенок останется голодным.

Купите ребенку уютную мягкую игрушку, которая заменит ему маму в те минуты, когда вас нет рядом. Дайте ей имя, приучите общаться с ней. Эта игрушка – живое существо для малыша: она его греет и оберегает, ребенок жалуется ей и делится своими секретами. С такой родной игрушкой ему без вас будет более комфортно.

Прежде чем первый раз оставить ребенка одного в квартире, его надо к этому подготовить. Заранее скажите: «Я завтра на пятнадцать минут отлучусь в магазин. Ты не возражаешь? Ты сможешь побыть один?» И только в том случае, если ребенок согласится, вы можете начинать эксперимент. Если он запротестует, придется отложить попытку на некоторое время.

Начинать лучше с небольшого: с похода к соседке или в ближайший магазин. За двадцать минут ребенок не успеет совершить ничего ужасного, но в то же время ощутит вкус свободы и самостоятельности. Когда вы убедитесь, что он спокойно переносит ваши кратковременные отлучки, можно постепенно увеличивать время отсутствия. Психологи не рекомендуют оставлять детей до семи лет более чем на час. Если вам необходимо уйти надолго (когда ребенок уже к этому готов), звоните каждый час, чтобы узнать, как у него дела.

К шести годам дети немного умеют пользоваться часами. Перед уходом подробно объясните ребенку, когда вы вернетесь: «Когда большая стрелка будет на цифре двенадцать, а маленькая на четырех, я приду». Не опаздывайте, ведь ребенок будет вас ждать и переживать.

Лучше всего на время вашего отсутствия давать ребенку ненавязчивое задание, которым он увлечется и не заметит, как время пролетит. «Построй-ка свой сказочный город, пока меня не будет. Придумай, кто из твоих игрушек будет там жить. А когда я приду, мы обязательно вместе поиграем». Возвратившись, домой, обязательно расспросите малыша, чем он занимался.

Даже если ребенок нормально переносит отсутствие взрослых, не нужно, чтобы он засыпал в одиночестве. Старайтесь всегда возвращаться до его сна, чтобы избежать появления страхов и комплексов.

Если по возвращении вы застанете малыша испуганным или заплаканным, на некоторое время отложите свои попытки приучать его к вашим уходам. Поговорите с ребенком о том, что его волнует.

Надежный дом

Уходя из дома, примите все необходимые меры предосторожности: выключите воду, газ, электронагревательные приборы, закройте балкон, обезопасьте розетки. Оставлять открытой можно только форточку, на окнах должны быть специальные блокирующие задвижки, которые ребенок не сможет самостоятельно открыть.

Не забудьте убрать все колющие и режущие предметы, которыми может пораниться ваш малыш, спрячьте спички и зажигалки. Если вы предполагаете, что вернетесь затемно, не забудьте заранее включить свет во всех комнатах, где может играть ребенок, ему будет так намного спокойнее. Если вы живете на первом этаже, зашторьте окна.

Обязательно выучить с ребенком, как его зовут (имя, фамилия), как зовут родителей (имя, отчество, фамилия), где он живет (полный адрес). Эти знания малышу пригодятся – если он потерялся на улице, и если возникла беда дома (случился пожар, кто-то ломится в дверь).

Около телефона должен быть список «дежурных» номеров (маминого и папиного мобильников, телефонов других близких родственников, пожарных, милиции, скорой помощи). Обязательно объясните ребенку, в каких случаях надо срочно звонить и звать на помощь. При этом не забудьте предупредить, что напрасно вызывать милицию и пожарников нельзя. Потому что у вас, во-первых, будут большие неприятности, а во-вторых, в другой раз, когда действительно нужна будет помощь, тебе не поверят.

Перед уходом ребенку нужно дать очень четкий инструктаж, что можно делать в ваше отсутствие, а что строго запрещается.

Приблизительный инструктаж 

§  Нельзя никому открывать дверь, даже соседке. Входную дверь должны открывать только взрослые.

§  Нельзя по телефону рассказывать незнакомым людям, что ты сейчас один дома, и вообще вступать в продолжительные беседы с посторонними. Незнакомым нужно отвечать примерно так: «Мама сейчас отдыхает, перезвоните попозже».

§  Нельзя подходить к окнам и выглядывать на улицу. Нельзя играть с электробытовыми приборами.

§  Можно делать все, что не угрожает жизни и здоровью.

После боя 

Придя, домой, постарайтесь не ругать малыша за беспорядок, а лучше похвалите за смелость и самостоятельность. Оставшись в одиночестве, дети играют всем подряд, подражая взрослым. В ход могут пойти мамина косметика, папины бумаги, бабушкины украшения и дедова коллекция экзотических бабочек.

Постарайтесь проявить максимум терпения и тактичности. На первое время уберите подальше те вещи, которые вам очень дороги. Обследовав все шкафы и полки, малыш постепенно удовлетворит любопытство и займется интересными для него делами.

Не теряйте надежды: со временем ребенок полностью овладеет самостоятельной жизнью в ваше отсутствие.

Рекомендации по организации домашних занятий с ребёнком дошкольного возраста

Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен интерес познания и исследования мира.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

       Поддержите интерес ребенка интересным материалом, играми.

       Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

       Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов.

       Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.

       В занятиях с ребенком нужна мера. Постарайтесь определить степень работоспособности, пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.

       Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.

       Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.

       Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

Материал подготовлен

педагогом-психологом КГАОУ ЦПМСС г.Чайковского Вяткиной Е.В.

 

 

Категория: Психолого-педагогическая консультация | Добавил: ЦПМСС (25.02.2015)
Просмотров: 708 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz